26.01.2018  Из системы господдержки МСП необходимо исключить многочисленных «посредников»

   Руководитель комитета по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний, член корсовета «Деловой России» Сергей Фахретдинов о проблемах в использовании средств на господдержку МСП в регионах, выявленных Счетной палатой.
   На «особом» контроле у президента малый и средний бизнес с 2013 года. В 2013 году Агентство стратегических инициатив и предпринимательское сообщество разработали дорожную карту «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием». Данный документ стал толчком в развитии и настоящим прорывом в работе. Сегодня данная дорожная карта реализована, но работа не остановилась, а, наоборот, усилилась. Ведь, в период с 2013 года принято 10 нормативных документов, способствующих получению поддержки МСП и их доступу к закупкам госкомпаний. Результаты действительно есть, например, объем закупок у МСП в 2017 году составил 2,086 трлн рублей.
   Вместе с тем, по анализу Счетной палаты, есть и вопиющие показатели, которые остались не достигнуты бизнесом за данный период или даже ухудшили свои позиции. Например, количество предприятий выросло практически до 6 тыс., а количество работников сократилось. В такой ситуации каждая из сторон медалей имеет значение. Важно расставлять приоритеты.
   Спорной ситуация остается и в бюджетной поддержке бизнеса в рамках госпрограмм. Предприниматели не раз заявляли, что не ощущают помощь от государства. Корпорация МСП – оппонировала, что регионам выделены средства на развитие. По проверке Счетной палаты, бюджетная отчетность не содержит информации об объемах поддержки, оказанной субъектам МСП в рамках госпрограмм. Полнота информации об объемах средств федерального бюджета, использованных на поддержку МСП, не обеспечивается. В этой связи на практике не обеспечивается принцип прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренный Бюджетным кодексом.
   Сложившийся порядок распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета регионам на поддержку МСП не обеспечивает создание равных условий для развития предпринимательства на всей территории Российской Федерации. Аудитор отметил, что в 2014-2016 годах более 20% средств федерального бюджета (11 млрд руб.), предусмотренных на поддержку МСП по подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика», были получены пятью из 85 регионов (Республики Татарстан, Башкортостан, Московская и Свердловская области, г. Москва). При этом Еврейская АО, Магаданская область, Ненецкий АО, Республика Алтай и Чукотский АО получили за этот же период только 0,4% (210 млн руб.) общего объема субсидий из федерального бюджета на указанные цели. Проверенными регионами допускались случаи несоблюдения условий соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку МСП.
   Выявленные Счетной палатой проблемы показывают, что необходимо менять систему господдержки субъектов МСП, исключить из нее многочисленных «посредников» на региональном и муниципальном уровне, зачастую направляющих средства, выделенные из федерального бюджета для поддержки и развития малого и среднего бизнеса, на решение иных целей.
   Справка
   Коллегия Счетной палаты РФ под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты параллельного контрольного мероприятия «Проверка реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014 – 2016 годах и прошедшем периоде 2017 года, в том числе реализации в 2017 году приоритетного проекта «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (с контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации) в Правительстве Республики Татарстан; Правительстве Алтайского края; Правительстве Ставропольского края; администрации Краснодарского края (параллельно с Контрольно-счетной палатой Краснодарского края) и промежуточные результаты экспертно-аналитического мероприятия «Анализ осуществления мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2014-2017 годах».
   Фактически поддержка МСП также осуществляется в рамках иных федеральных госпрограмм. При этом регионы не владеют полной информации об оказываемой поддержке субъектам МСП из разных источников федерального уровня. Так, в регионах, охваченных контрольным мероприятием, на поддержку МСП из средств федерального бюджета в 2014 - 2016 годах и в первой половине 2017 года фактически было выделено и использовано 34,4 млрд руб., при этом в бюджетной отчетности проверенных регионов отражено 9,3 млрд руб.
   ИА "Альянс Медиа" по материалам Deloros.ru